Существует
ряд приемов, обеспечивающих перевод внешней цели во внутреннюю. Приёмы
организации «встречи» учащихся с целью:
1. Попросить
учащихся объяснить значение выделенной учителем цели.
2. Сформулировать
по-своему цель по теме урока.
3. По диагонали просмотреть
параграф, прочитать названия глав, рассмотреть рисунки, схемы и сформулировать
цель урока.
4. Выделить умения
и навыки, необходимые по теме (узнать…, научиться…), и
попросить детей
сформулировать цель.
5. На доске
написать план изучения всей темы или раздела. Спросить у детей, что уже изучили,
что осталось изучить, и сформулировать цель урока.
6. Для осознания
цели можно совместно с учащимися составить план реализации цели.
7. Задать
проблемный вопрос. Что необходимо знать и уметь для решения проблемы.
8. На доске – план
урока. По плану определить ближайшего урока цель.
9. Выделение цели
через ситуацию затруднения, например, решить несколько
известных примеров,
один – неизвестный. Почему не получился, каких знаний не хватает? Значит, цель
урока – научиться…
10. Анализ
контрольного среза. Основные ошибки на … Значит необходимо …
11. Решают задачу
одним способом. А как еще можно решить ее другими способами.
Знаем ли какие еще
способы существуют? Цель урока - …
12. После
объявления темы учитель задает вопрос: «Для чего это нам необходимо?»
Такой вопрос
помогает осознать значимость изучаемой темы и мотивирует детей на
реализацию цели.
13. Сформулировать
тему по эпиграфу урока и пояснить, почему так обозначили ее.
Этот прием помогает
осознанию цели.
14. Интерпретация
темы с разных позиций.
15. На доске схема
или ключевые слова. Есть ли в перечисленных словах, схеме
подсказка, по
которой можно определить тему и цели урока.
16. На доске тема и
задача. Решив эту задачу, сможем ли раскрыть всю тему или
необходимы
дополнительные задачи.
17. Формулировка
цели на основе недостающего опыта.
18. На доске план
урока и несколько тем (изученных, неизученных). Какая (-ие) тема (-ы) лишняя
(-ие).
19. «Гуляем» по
оглавлению темы в учебнике. Пробуем ставить цели и задачи на тему.
20. На _______доске
открыто содержание контрольной работы. Какие вопросы вами еще не изучены?
25. Занимательность
в начале урока (загадка, кроссворд…) и от отгадки перейти на тему и цели урока.
26. Связь
целеполагания с выполненной домашней работой.
Учим учиться: Курс
практических занятий «Формирование общих
учебных умений и
навыков учащихся» для педагогов
общеобразовательных
школ / Е.М.
Куликова; под науч. ред. Дягилевой
Л.С.; ГАОУДПО (пк) С РК
«Коми республиканский институт развития
образования». –
Сыктывкар, 2012. – 144 с.
Режим доступа: http://www.kriroipk.com/_ld/4/478_0UR.pdf
Источник: http://www.kriroipk.com/_ld/4/478_0UR.pdf |