Конкурентоспособность
на современном рынке труда, где, по подсчетам специалистов компании IBM,
человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной
карьеры, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения,
навыки, или компетентности, которые могут применяться или трансформироваться
применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Школа, ориентированная
исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки
зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарела. В описанной ситуации
принципиально меняются цели образования. Теоретические по сути и
энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью
образовательного процесса, теперь становятся средством. Образование должно быть
нацелено на формирование у выпускника готовности эффективно сорганизовывать
свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения
поставленной цели. Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования,
говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы
образования на требования «мира труда». Другими словами, отечественная школа
нуждается в смещении акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход к
образованию.
В
наши дни системы образования многих стран направляют усилия на
перестройку процессов преподавания и обучения с тем, чтобы подготовить учащихся
к жизни в „обществе глобальной компетентности”, основанном на информации и
технологиях.
Формирование
информационной компетентности выпускников школы включает целостное
миропонимание и научное мировоззрение, которые основаны на понимании единства
основных информационных законов в природе и обществе, возможности их
формального, математического описания; представления об информационных объектах
и их преобразовании в человеческой практике, в том числе с помощью средств
информационных технологий, технических и программных средств, реализующих эти
технологии; совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и
умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI
века. Принципиальным является то, что информационная компетентность носит
"надпредметный”, общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Информационная
компетентность позволяет человеку быть успешным в современном
информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически
осмысленной информацию. Коммуникативная компетентность позволяет достигать
поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию от других
людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п. на основе
толерантного отношения к ценностям и интересам других людей.
Немаловажная
роль в формировании информационной компетенции учащихся отводится использованию
современных информационно - коммуникационных технологий. Программные средства
информационных технологий следует рассматривать как средства обработки
информационных моделей.
Одним
из признаков информационной культуры современного человека
является
умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме
представлять результаты своей продуктивной деятельности. Использование ИКТ в
учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации
учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с
информацией. При этом система заданий и деятельность учащихся должны быть
спланированы таким образом, чтобы процесс обучения был направлен на изменение в
уровнях мыслительной деятельности; важно формировать не просто мышление, а
навыки мышления высокого уровня. Использование информационных технологий
универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий на
уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу формирования
информационной компетентности учащихся.
Программно-аппаратные
средства универсальных (базовых) информационных технологий предназначены
для создания, обработки, структурированного представления и хранения массивов
текстовой, графической и числовой информации, баз данных, электронных презентаций.
Текстовый процессор широко
используется для:
·
подготовки
комбинированных документов: иллюстрированных словарей терминов, справочных
материалов, функциональных и структурных схем, информационных моделей и т.п.;
·
работы с
литературными текстами, подготовки рефератов, докладов оформления статей ,
сообщений, деловых бумаг;
·
создания и
обработки комплексного информационного объекта в виде учебной публикации
(отчета о работе, доклада, реферата, школьной газеты);
·
подготовки
информации для передачи по компьютерным сетям;
·
организации
оформления исследований, отчетов по лабораторным работам.
Табличный процессор
предназначен для обработки и анализа структурированных массивов информации.
Примером такого использования является :
·
обработка данных
лабораторного эксперимента (расчет параметров процесса; построение графиков
функциональных зависимостей; моделирование ситуаций;
·
анализ массивов
статистической информации по географии, истории, химии и другим предметам,
включая расчет показателей по исходным данным, выбор объектов по заданным
условиям, сортировка данных и т.п.;
·
решение
математических задач (нахождение корней уравнений, построение графиков функций
и их преобразование)
Системы управления базами данных (СУБД) предназначены для тематического объединения и
структурированного представления разнородной (текстовой, числовой, графической)
информации. Так, например, в базу данных «Страны мира» может быть занесены:
числовые данные(площадь, численность населения) текстовая информация (столица),
графическое изображение герба.
Деятельность
учащихся должна быть ориентирована на выполнение типовых операций при работе с
информационными системами: поиск информации, фильтрация, сортировка и т.п.
Использование
универсальных (базовых) информационных технологий позволяют решить задачу
формирования гностической, проектировочной , коммуникативной и организационной
компоненты информационной компетентности учащихся.
Электронные презентации-
средства визуального представления информации. Так как одним из признаков
информационной культуры современного человека является умение, путем
эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять
результаты своей продуктивной деятельности. Вполне очевидно, что подготовка
электронной презентации по определенной теме требует:
·
всестороннего
изучения темы;
·
систематизации
материала и его структурирования;
·
формирования и
интеграции информационных компонентов на слайдах;
·
концентрированного
представления его в виде графических и табличных моделей с эффектами
анимации и т.п.
Использование
компьютерных мультимедийных презентаций в учебном процессе позволяет
поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию
коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.
Использование мультимедийных электронных ресурсов- это следующее направление использования компьютеров
в учебном процессе. Сегодня рынок предлагает достаточно широкий спектр
программных продуктов учебного назначения практически по всем предметам:
математике, русскому языку, литературе, истории, биологии, химии, географии и
др.
Деятельность
учащегося с ресурсами может носить:
·
информационно-поисковый
характер (сравнение, анализ и выбор источника информации; выбор оптимального
способа поиска информации; системное представление материала из разных
источников, его структуризация и др.);
·
коррекционно-обучающий
характер (формирование грамотности и вычислительных навыков с помощью
тренажеров);
·
контролирующий
характер (электронные контролирующие системы, как правило, входящие в состав
электронных учебников и пособий или представляющие автономный программный
продукт, могут быть использованы учащимся и их родителями для осуществления
объективного автоматизированного контроля уровня обученности учащихся.);
·
научно-исследовательский
характер (расширение представлений об изучаемых объектах, процессах и явления с
помощью графических, видео- и анимационных интерактивных моделей) и т.п.
От
педагогов требуется серьезная работа по изучению образовательного потенциала
и педагогической эффективности мультимедийных ресурсов в предметных
областях.
Сегодня
всё больше учителей преодолевают ограниченный взгляд на компьютер лишь как на
некоторое техническое средство обучения, предназначенное для демонстрации
отдельных слайдов, текстов и готовых программ. Всё шире входит в практику
создание собственных образовательных электронных ресурсов.
Это требует высокий уровень владения педагогами ИКТ и
больших временных затрат. Вместе с тем отдача от работы, как правило,
окупает затраченное дополнительное время, поскольку способные учащиеся,
привлечённые к этому процессу, глубоко погружаются в изучаемый предмет, а
преподаватели более глубоко осваивают технологию создания современных средств
информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной
деятельности. Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в
современных условиях принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный
характер и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания
целостного информационного пространства знаний учащихся. Это послужит
достижению информационной компетентности учащихся. Сегодня учитель и учащиеся
проходят общий путь становления компетентности (в сфере
информационно-аналитической, технологической, коммуникативной),
становятся партнёрами, что, в свою очередь находит отражение в преемственности
поколений в образовательном, культурном и информационном плане.
Литература:
1. И.Г.
Захарова, Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для
студентов высших педагогических заведений.-М, 2003
2. С.П.
Авдеева , А.Ю.Уварова , Российская школа на пути к информационному
обществу //Вопросы образования.- 2005.-№3
3. О.А.
Брыскина, Методические рекомендации по использованию компьютеров в
образовательном процессе
|