Формирование универсальных учебных
действий в основной школе
Развитие личности в системе
образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые
являются инвариативной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными
действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей,
включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Созданная Программа развития универсальных учебных
действий для основного общего образования позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания,
выраженные в терминах универсальных
учебных действий в форме психологических новообразований как показателей
гармоничного развития личности.
В основу выделения состава и функций универсальных
учебных действий для основного общего образования были положены возрастные
психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных
учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В.
Давыдова, Д.И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э.Эриксона, Л.И. Божович, А.К.
Марковой, А.Я. Пономарёва, А.Л. Венгера, Б.Д. Эльконина, Г.А. Цукерман и др.
В Программе развития универсальных учебных действий
для основного общего образования выделены
четыре блока универсальных учебных
действий.
В блок личностных
универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное
самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического
оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся
(готовности к жизненному и личностному
самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект
поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а
также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и
жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В
процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных
жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе
(жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо
выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.
Первый – действие с м ы с л о о б р а з о в а н и я, т.е.
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,
другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим
деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться
вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить
ответ на него. Второй тип – это действие
н р а в с т в е н н о - э т и ч е с к о й ориентации, исходя из социальных
и личностных ценностей.
В блок регулятивных
действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,
что ещё неизвестно; планирование –
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и
уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с
реальным действием и его продуктом; оценка
– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит
усвоению, осознание качества и уровня освоения. Наконец, элементы волевой
саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к
выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В блоке познавательных
универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая
знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных действий входят:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и
выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия,
включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель,
где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с
целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение
структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий
действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое
чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать
содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы
построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические
действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); синтез как составление целого из частей, в т.ч.
самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор
оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных
связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез
и их обоснование.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную
компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или
деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно
взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в
состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов
взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и
его реализации; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка
действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей
становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в
развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом
смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть
трансформирована в новую задачу для основной школы - «учить
ученика учиться в общении».
Источник:
Формирование универсальных
учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий:
пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская и др.];
под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
Источник: http://Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя |