Четверг, 02.05.2024, 17:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Ладанова Ирина Владимировна!

Категории раздела
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Поиск
Калькулятор

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование активных форм обучения

Использование активных форм обучения на уроках



Посредственный учитель — излагает,
Хороший учитель — объясняет,
Выдающийся учитель — показывает,
Великий учитель — вдохновляет.

Уильям Артур Уорд

Одной из главных задач, стоящих перед системой образования и науки, государство считает воспитание культурной и образованной молодежи, которой в недалеком будущем предстоит продолжить преобразования в стране и вести созидательную работу для процветания всех  граждан. На современном уровне развития общества учащиеся должны не просто овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь самостоятельно их добывать, анализировать и успешно использовать для полезного участия в жизни общества, для самореализации в условиях рыночной экономики. Иногда получается, что человек, получивший очень высокий балл на экзамене, не может реализовать свои знания на практике, потому что не научился работать самостоятельно, применять их в разных жизненных ситуациях.

Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений учащихся необходимо организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: учебной, научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами или тестами, составленными преподавателем. Чтобы организовать самостоятельную работу каждого учащегося на протяжении всего урока и сделать эту работу интересной, насыщенной, полезной, чтобы проконтролировать уровень его знаний, навыков, умений, применить эти знания на практике, нужно осуществлять дифференцированное обучение. А для этого, преподавателю надо представлять, какие результаты он хочет получить в своей работе, проводить самоанализ каждого урока.

Сегодня, когда страна переживает бурные экономические и политические изменения, общество как никогда нуждается в творческой, самостоятельной личности, которая не только бы сумела адаптироваться в новых условиях, но, развиваясь, изменяла бы само общество. В сельские школы идут учиться в большинстве своем дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, у которых утеряна мотивация обучения, огромные пробелы в знаниях и отсутствие склонности к умственному труду. Им надо помочь адаптироваться в обществе как личности, научить работать так, чтобы быть востребованными на современном рынке.

Традиционная система обучения имеет ряд недостатков, которые заключаются в том, что учащиеся слишком много слушают рассказ учителя, слишком мало времени остается на анализ услышанного, самостоятельную работу и эксперимент. Преподаватель является чуть ли не единственным источником знаний, особенно сейчас, когда во многих школах отсутствуют современные учебники и справочная литература. Есть еще один недостаток этой системы — уравнительный подход к обучаемым, потому что программы рассчитаны на «среднего ученика», хотя в каждой группе уровень способностей и знаний учащихся различный. Поэтому основной целью современной школы является создание системы обучения, которая удовлетворяла бы каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, стимулировала находчивость и сообразительность, способствовала глубокому творческому усвоению изучаемого материала и развитию интеллекта. Ученик должен учиться сам, а преподавателю отводится роль организатора познавательной деятельности ученика. Он должен координировать работу учащегося, консультировать по наиболее трудным вопросам и контролировать его знания.

С реализацией в преподавании принципов демократизации и гуманизации меняются отношения в системе учитель-ученик. Развивая в ученике самостоятельность и творчество, учитель должен вооружить его познавательную деятельность. Чтобы достичь продуктивности педагогического процесса, учитель не только должен знать современные методы активного обучения и уметь их применять, но и научно- обоснованно, комплексно использовать различные методы и приемы, потому что от методов организации учебного процесса зависит оптимальность решения учебных задач. Исследования  К. К. Платонова показали, что слуховая память имеет 10% эффективности, зрительная — 30%, наблюдение дает 50% запоминания воспринятого, а активная — 90%. Перед учителем стоит задача научить ученика ориентироваться в потоке информации, уметь находить нужную, уметь осмысливать ее, анализировать, делать обобщения и выводы. Сегодня необходимо учиться всю жизнь, поэтому школа, учитель должны учить ученика учиться, прививать любовь к знаниям, развивать потребность в образовании. Главная функция современного учителя — управление учебно-познавательной деятельностью ученика.

Уже в 80-х годах прошлого века некоторые прогрессивные педагоги говорили об активных методах обучения  И сейчас, когда нужно формировать активную личность, способную к демократическим преобразованиям и подъему экономики, очень важно учить подрастающее поколение жить активной, творческой жизнью на благо народа. Всегда получаешь удовлетворение от урока, когда видишь в глазах ученика искорки заинтересованности и работы мысли, желание творить и знать, поэтому на уроках я стараюсь применять активные методы обучения и дифференцированный подход к учащимся. Очень люблю старый, но хорошо зарекомендовавший себя метод беседы. Он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет быстро наладить обратную связь, заставляет мыслить, высказывать свои предположения, учит красиво говорить и делать выводы. Умело поставленные вопросы, позволяют вызвать на разговор всех учащихся, дифференцировать обучение и прийти к нужному выводу. Особенно помогает этот метод в изучении физики.

При работе с классом я придерживаюсь модели активного взаимодействия. На уроке я постоянно нахожусь в диалоге с учащимися, поощряю инициативу, стараюсь уловить изменения в психологическом климате класса и гибко реагировать на них. Считаю такую модель общения наиболее продуктивной. Для этого я стараюсь создать соответствующий настрой в классе. Я подбираю задания, направленные на раскрепощение мысли ребят, на проявление инициативы, смелости при поиске решения. К таким урокам я тщательно готовлюсь: даю предварительные задания, объясняю построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовлю наглядные пособия.

  При обращении к активным формам обучения на уроках я увидел возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от работы, позволяющей им открывать себя: свои способности, возможности.

Одной из важнейших задач преподавателя физики и других предметов в школе является формирование и развитие у учащихся общеучебных умений. К ним относится такое важнейшие умение, как умение работать с книгой.

В настоящее время учебник чаще всего используется для повторения материала дома, реже на уроке в качестве справочника или источника упражнений и задач и очень редко – источника самостоятельного приобретения знаний. Я предлагаю различные игровые приемы работы с учебным текстом, которая способствует развитию познавательных умений учащихся.

Очень актуален метод самостоятельной работы с книгой, только сейчас я организую работу по заранее приготовленным карточкам-заданиям, чтобы задействовать все виды памяти: зрительную, моторную, слуховую, подбираю задания и слабым учащимся, и сильным, создаю условия для само- и взаимоконтроля.

Например:

1.    Прочитать текст.

2.    . Выписать определения и выучить их.

3.     Рассмотреть и проанализировать рисунки в учебнике, сделать выводы

4.     Рассмотреть и проанализировать таблицы к уроку, сделать выводы.

5.     Привести свои примеры, подтверждающие текст учебника.

6.     Рассказать товарищу материал учебника.

Затем подводим итоги в результате беседы или тестирования. Пока идет работа ребят с учебником, мне отводится роль помощника-консультанта, который руководит самостоятельной работой учащихся, помогает слабым, направляет работу сильных. Конечно, такая работа требует от преподавателя больших физических усилий, но сейчас стало легче составить эти карточки-задания, т.к. практически во всех школах есть компьютерные классы.

Приведу еще несколько приемов работы с книгой:

1. Вопрос-ответ.                                                                                     

Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у уч-ся интерес к чтению текста параграфа.

2.Шпаргалка.

Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из уч-ся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст.

№3. Дотошный ученик.

Для усвоения материала, нужно уметь запоминать  самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.

4.Части текста (по ролям).

Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»),  вторая – «основная мысль», третья – «заключение», четвертая – «дополнение».

Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.

5. Коллективный рассказ.

Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число уч-ся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную лит-ру.

6. По ролям.

Прочитайте текст. Распределим роли: ведущий, автор, главный герой и т.д. (можно даже отвести роль и неодушевленным предметам). Теперь прочитаем текст еще раз чтобы затем воспроизвести его по ролям.

7. Очевидное-невероятное.

Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.

8. Прочитать текст. И передать его материал так, чтобы объяснение было наглядным и убедительным. Причем уч-ся разбиваются на группы.

Математики – иллюстрируют материал примерами и расчетами.

Техники – сопровождают объяснения, проводимыми опытами.

Теоретики – выводят формулы и законы.

Литераторы – пишут текст без формул.

 

Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы:

1.                    Найти конкретные детали в тексте (события, имена  и т.д.)

2.                    Выбрать высказывания наиболее полно передающее смысл текста.

3.                    Подобрать заголовок для текста.

4.                    Составить план прочитанного, написать краткое изложение

5.   Можно провести игру «Восстанови текст». Первый вариант. Каждый учащийся получает текст без начала, конца или середины, знакомятся с содержанием и пытаются догадаться, о чем могла бы идти речь в этом отрывке, который у него пропущен. Из множества отрывков, лежащих на столе, учащийся на­ходит тот, который ему нужен. Второй вариант - каждый учащийся получает отрывок из текста и знакомится о его содержанием. Затем все участники занятия об­щаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

 

На уроках физики применяю проблемно-поисковый метод, который позволяет на основании экспериментальной работы сделать определенные выводы, прийти к правильному решению. Этот метод активизирует мыслительную деятельность ребят, учит предугадывать ход эксперимента, решать проблемные вопросы, делать выводы, повышать интерес к предмету. В центре внимания учебно-познавательного процесса формирования способностей учащихся, в первую очередь, ставится способность к самостоятельному решению задач, анализу явлений, умению обосновать свои действия. Например, на уроке «Сила трения скольжения», используя этот метод и проблемную ситуацию, ребята выясняют зависимость силы трения от веса тела, от обработки поверхности, Для успешного решения этой задачи составляю карточки-задания с соответствующими вопросами:

1.                     Дайте определение силы трения.

2.                     Какие вы знаете виды сил трения? Когда возникает сила трения скольжения?

3.                     Как измерить силу трения скольжения? Почему при равномерном движении тела динамометр показывает силу трения скольжения?

4.                     «Мозговой штурм»: как Вы думаете, от каких величин может зависеть сила трения скольжения?

Учащиеся предполагают, что сила трения скольжения зависит от веса тела, площади поверхности тела, формы тела, от поверхностей соприкасающихся тел (материал, обработка) Далее я предлагаю убедиться в справедливости выдвинутых гипотез или опровергнуть их. Эпиграфом к таким урокам беру слова немецкого философа И. Канта: «Без сомнения, все наше знание начинается с опыта».  Затем именно опытным путем дети и убеждаютсяся в справедливости выдвинутых гипотез или опровергают их.

1.    Исследование зависимости силы трения скольжения от веса груза.

Учащиеся измеряют вес бруска с одним, двумя, тремя грузами и измеряют соответственно силу трения скольжения.

Делают вывод: Сила трения скольжения прямо пропорциональна весу тела.

Записывают данный вывод в тетрадь.

Проделав остальные опыты, учащиеся формулируют окончательный вывод: сила трения скольжения зависит от веса тела, от поверхностей соприкасающихся тел.

Наиболее подготовленные учащиеся решают поставленные  задачи самостоятельно, слабым оказываю помощь. Потом из сильных ребят выбираю консультанта, который помогает мне оказывать помощь группам в выполнении эксперимента и соблюдении правил техники безопасности. Как правило, учащиеся сами приходят к нужным выводам.
Самостоятельная работа учащихся обеспечивает более сознательное усвоение материала, и что еще более важно — стимулирует развитие их мышления.

Для повышения интереса к изучаемому предмету в последнее время, да и раньше тоже, провожу игровые уроки. В современных изданиях по методике очень много различных игр. Это и КВНы, и брейн-ринги, викторины и игра «Счастливый случай», деловые игры и пресс-конференции. Все эти игры активизируют детей на уроке, повышают их любознательность и интеллект, позволяют проводить уроки в очень быстром темпе, но требуют длительного подготовительного периода, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Такие уроки можно провести по любой теме по любому предмету. Я обычно провожу игровые уроки как обобщающие по каждому разделу физики.

Перед игрой надо подобрать соответствующий материал, вовлекая в эту работу самих учащихся, а если это ролевая игра, отработать каждую роль, соответствующим образом оформить кабинет. Но эта самая подготовка сближает детей и преподавателя, помогает наладить контакт и обратную связь, делает более осознанным отношение ребят к изучаемому предмету и просто не дает ребятам скучать на уроке.

 Например, урок «Акционерное общество» (опубликован в областном сборнике «Учитель-учителю», в газете «Физика. Первое сентября»). В активную познавательную деятельность были вовлечены все учащиеся класса.

Также активизирует мыслительную деятельность решение одной задачи различными способами. Когда решаем задачи на расчет характеристик движения, предлагаю выбрать свой, наиболее рациональный способ (с точки зрения ученика), решения задачи и применение его на практике. Потом вместе с ребятами выясняем, рационален ли был способ решения.

В качестве «физкультминутки», помогающей ребятам расслабиться после напряженного труда на уроке, использую разгадывание кроссвордов, которые готовлю сам. Этот прием позволяет учащимся немного отдохнуть, снять напряжение и перейти к другому виду деятельности.

К активным формам обучения можно отнести и групповую работу на уроке.

При организации групповой работы нужно учесть уровень подготовленности класса, отношения в коллективе. Групповую работу можно провести на уроках первичного восприятия нового, комбинированных уроках проработки основополагающего материала

Организуя групповую работу, можно предлагать учащимся объединиться в микрогруппы по 3-4 человека. В процессе групповой работы осуществляется три взаимосвязанные функции: корректирующая, обучающая и контролирующая.

В начале урока учащиеся знакомятся с вопросами, на которые им предстоит ответить входе урока. На уроках первичного восприятия нового, новую тему подразделяем на "кусочки" и для каждой микрогруппы дается карточка с несколькими вопросами с учетом способностей учащихся. Вмикрогруппе распределяют вопросы каждому. Затем каждый готовится. Когда ответ готов, проверяют все вместе внутри микрогруппы. После этого микрогруппа отвечает на вопросы карточки перед классом.

Класс может задавать вопросы, дополнить ответ, исправить ошибки. После ответа каждой микрогруппы все вместе кратко записывают ответ. В итоге  в конце у каждого получится конспект нового. Оцениваем ответы все вместе, учитывая дополнения, уточнения, что способствует активизации работы. Объявляем лучших участников и микрогруппы. Такой подход порождает дух соревнования, вносит в учебный процесс элементы игры.

В процессе работы можно определить кто из учащихся овладел опорными знаниями, кто из них нуждается в помощи или самостоятельной доработке теоретического материала. Результаты корректирующей части фиксируются в классном журнале, чтобы стимулировать интерес к изучению предмета. В обучающем уроке развиваем у учащихся умения применять знания сначала в знакомой ситуации, а затем и нестандартных учебных ситуациях. Каждая микрогруппа выполняет тренировочные упражнения, решает задачи. Тексты заданий записываются в карточках. Ответы на сложные вопросы обсуждаются совместно, сильные учащиеся помогают слабым.

Все это создает микроклимат, благоприятный для усвоения материала учащимися с различными способностями, укрепляет их уверенность в своих силах. Учитель наблюдает за работой групп, если возникает необходимость, консультирует. Работа в группах развивает такие положительные качества личности, как умение работать в коллективе, отстаивать свое мнение и уважать мнение других.

На уроках физики иногда использую работа в парах, но особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу. Примерами такой работы является: обсуждение текста учебника, проблемы «Инерция – друг или враг человека», «Атомная энергия: во благо жизни или средство уничтожения», взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д. От учителя требуется умение быстро распределить учеников по парам и дать задание и оценить результаты работы пары.

Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки. Этот вариант кооперативного обучения способствует активному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления т освоения. Чтобы организовать этот вид деятельности от учителя требуется объединить учеников в тройки (1-й, 2-й, 3-й) таким образом, чтобы все тройки образовали круг. Каждой тройке даётся вопрос (одинаковый для всех), только он должен иметь неоднозначные ответы, а ученики каждый по очереди отвечают на вопрос. Потом происходит перемещение всех учеников, например, под номером один в другую тройку, и таким образом учитель может двигать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы. Как видите, это очень активный приём, который можно применять на любом уроке, было бы желание учителя.

Ещё одним вариантом обучения, который используется для развития умения общаться в группе, умения убеждать и вести дискуссию, является метод «два – четыре – все вместе». Он заключается в том, что учащимся даётся гипотетическая ситуация и 1-2 минуты для обдумывания индивидуального ответа или решения. Затем ученики объединяются в пары и проводят обсуждение своих идей друг с другом. Далее происходит высказывание каждого в паре и общее обсуждение, обязательным является то, что пары должны прийти к консенсусу в отношении ответа. Затем учитель объединяет пары в четвёрки по своему усмотрению и происходит дальнейший поиск ответа, только теперь к общему решению должна прийти вся четвёрка. Таким образом, можно плавно перейти к коллективному обсуждению вопроса. В этой работе тоже нет места для симулянтов, все дети активно работают, обсуждая и заодно активно усваивая материал.

Приведу еще примеры некоторых конкретных методик работы в малых группах.

«Диалог» - его суть заключается в том, что группы ищут согласованное решение, а результат работы должен быть отображён в виде схемы, перечисление признаков, конечном тексте, который потом записывается в тетрадях. Эта методика включает противостояние и критику позиций той или иной группы, а всё внимание сосредоточено на сильных моментах позиции других. Эксперты фиксируют общие взгляды и под завершение работы дают обобщённый ответ на задание, который записывается всеми.

«Синтез мыслей» - похож на предыдущий метод с той разницей, что ученики не ведут записи на доске, а все записи делают на листах, которые потом передают следующей группе. В этом листе подчёркиваются мысли, с которыми данная группа не согласна. Эксперты обрабатывают эти листы, сопоставляя написанное, делают общий отчёт, который затем обсуждает весь класс.

«Общий проект» - в этом случае группы получают задания разного содержания, которые освещают проблему с разных сторон. При завершении работы каждая группа делает отчёт и делает свои записи на доске. С этих записей как бы составляется общий проект, который рецензируется и дополняется группой экспертов.

«Поиск информации» - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой, зачастую неинтересный материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая дополняет уже имеющуюся (прочитанную учителем лекцию или домашнее задание) с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале, документах и т.д. Всегда определяется время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы.

«Круг идей» - целью является разрешение острых спорных вопросов, составление списка идей и привлечение всех учеников к обсуждению вопроса. Все группы должны выполнять одно Ито же задание, которое состоит из нескольких вопросов (позиций), которые представляются группами по очереди. При ответах каждая из групп озвучивает только один аспект проблемы, а учитель задаёт вопросы по кругу до тех пор, пока идеи не закончатся. Это исключает возможность доклада всей информации одной группой.

Все перечисленные методы интерактивных методов обучения относятся к технологиям кооперативного обучения, когда ученикам нужно скооперироваться для выполнения заданий учителя, активной работы на уроке, усвоения материала и выработки навыков общения при дискуссии и аргументации своих позиций. Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Трудности заключаются в умении учителя организовать работу учеников и приучить их к такой работе как постоянной. Конечно, это не всё, что можно использовать. На основе этих методов можно строить другие, или придумывать что-то принципиально новое, в этом и заключается преимущество интерактивного обучения.

Реформа системы образования в стране строится на изменении ценностных ориентиров. Прежде всего, предполагается, что образование выйдет на личностный уровень и обеспечит личностные подходы. «Человек — самая большая ценность» — основная идея национальной модели школы. Сегодня актуально желание ребенка, его интересы, направленность, индивидуальные способности и наклонности.


Категория: Мои статьи | Добавил: madam72 (28.04.2013)
Просмотров: 661 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Издательство Бином
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024